Психопатология финансового менеджмента

Им будет не просто тем,кто полагается на истину «авторитета», вместо того чтобы полагаться на авторитет истины.
Джеральд Месси

В сфере управления финансами циркулирует огромное количество ложных, вводящих в заблуждение идей, навязанных телевидением, «желтыми» СМИ, идеологами марксизма-ленинизма и другими мошенниками разных мастей. Особое место среди них занимают наставления для бизнеса, подающиеся под соусом психологии.
Один знакомый рассказал мне реальную историю, участниками которой стали владельцы бизнеса и их сотрудники — слушатели семинара, посвященного финансовому менеджменту. В ходе «мастер-класса» некий «авторитет» в сфере психологии в течение дня пытался навязать заплатившим деньги слушателям прикладные советы, которые можно было бы использовать в бизнесе. Если коротко, то основным лейтмотивом семинара стал тезис: «Чем больше секса, тем больше денег». Возможно, это новая трактовка теории либидо, выдвинутой Зигмундом Фрейдом. Однако страшно подумать, сколько времени пришлось бы потратить на любовные утехи, например, Биллу Гейтсу, чтобы следуя подобной концепции заработать свое нынешнее состояние.

Абсурд? Разумеется. Однако все чаще приходится встречаться с не менее дикими примерами.
С месяц назад ко мне обратилась дама, учредитель и директор компании, оказывающей услуги в сфере изготовления рекламной продукции. Встретились, поговорили. Предпринимательница просила помощь ей в повышении прибыльности бизнеса. Экспресс-анализ деятельности компании показал: несмотря на рост продаж, прибыли не обнаруживалось. Фирма попросту тратила все, что зарабатывала. Пришлось копать глубже. Более детальное исследование привело к любопытному открытию: главным источником проблем оказалась принятая в компании система оплаты труда. Фонд зарплаты составлял почти 60% дохода компании, что отчетливо демонстрировало низкую эффективность персонала. Имевшийся объем продаж и производства обеспечивали лишь двадцать сотрудников из сорока. Кстати, список действительно эффективных работников хозяйка компании составила сама в ответ на мою просьбу указать тех, с кем она могла бы организовать и выполнить всю необходимую работу. Однако на вопрос о том, чем занимается вторая половина сотрудников, внятного ответа я так и не получил.
Вооружившись списком и платежными ведомостями, через пять минут я получил еще более любопытную информацию. Оказалось, что как раз та часть персонала, которая не выполняла никакой содержательной работы, загадочным образом получала более высокие зарплаты. Впрочем, особое удивление у меня вызвали как раз ставки, размеры которых не поддавалось никакому логическому объяснению. Возникало ощущение, что зарплаты себе сотрудники назначали сами.
На этом фоне другие обнаруженные диспропорции уже не удивляли. Начальники отделов, имеющие одинаковый статус, получали совершенно разные оклады, никоим образом не увязанные с объемами выполненной работы и доходом компании. Завхоз, отвечающий за снабжение офиса расходными материалами и тратящий на это 4-5 часов в неделю, имел весьма импозантный внешний вид. И не случайно. На его визитке значилась никак не соответствующая выполняемым функциям должность, а назначенная ему зарплата лишь немного уступала той, что удостоился генеральный директор. Тем временем менеджеры по продажам получали одинаковые оклады, никак не связанные с объемом заключенных контрактов, хотя результативность работы сейлзов отличалась в разы.
Я долго не мог получить от своего клиента объяснения причин, вызвавших к жизни столь оригинальную систему оплаты труда. Истина открылась совершенно случайно. На прямой вопрос о том, кто именно придумал такие зарплаты, гендиректор с легкостью ответила: «Менеджер по кадрам!» Встреча со столь щедрым менеджером по персоналу, с приходом которого в компанию фонд оплаты труда вырос вдвое. С первой же минуты стало ясно: эта женщина, слывшая «авторитетом» в сфере психологии, лучше всех на свете разбирается во всем — от финансов до системы найма персонала и начисления зарплат. Но еще хуже было другое: директор по персоналу пользовалась неограниченным влиянием на учредительницу компании, которая слушала своего «психолога» буквально с открытым ртом. В эти минуты она напоминала собаку, готовую беспрекословно выполнить любую команду хозяина.
Не буду даже пытаться пересказывать те бредовые идеи, которых я наслушался во множестве за пару часов разговора с ведающей финансами «специалисткой» в вопросах психологии. Для нее, как впрочем и для учредительницы бизнеса, цифры и подкрепленные расчетами факты не играли никакой роли. А ведь «благодаря» принятой системе оплаты труда компания теряла ежегодно почти полмиллиона долларов прибыли. В такой ситуации потеря действительно производительного персонала была неминуемой, что грозило разрушением бизнеса.
Следуя привычке все доводить до конца, я предложил предпринимательнице иную систему оплаты, которая увязывала личную производительность с объемами продаж и доходами компании; систему, позволяющую выявлять непроизводительный персонал и избежать выплаты вознаграждения бездельникам. Мало того, я даже предложил реализовать проект реорганизации бизнеса, по расчетам позволявший получить около полумиллиона долларов дополнительной прибыли при том же уровне продаж.
Но, разумеется, всё было зря. Хозяйка бизнеса с подачи «психолога» заявила, что для ее компании все это не годится … «по морально-этическим соображениям». На это, как вы понимаете, ответить было уже нечего. // "Бизнес журнал" выпуск 4 2008 год.

Об авторе:Сергей Голомедов — эксперт по повышению прибыли.

 

Понравился материал? Поделись с друзьями!