СИСТЕМА МОТИВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
При обсуждении вопросов об инвестировании финансовых ресурсов в человеческий капитал у руководства организации возникает ряд вопросов по оценке эффективности затрат к специалистам, связанным с управлением системой мотивации в организации:
- окупятся ли вложенные средства (как рассчитать ожидаемый эффект от вложения средств в мотивацию);
- в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;
- в каких объемах потребуется вложить средства;
- какой уровень мотивации желателен для организации и как его измерять;
- каковы возможные варианты инвестиций;
- как оценить целесообразность вложения средств в развитие или поддержание системы мотивации.
Стороны, участвующие в финансировании этого вида работ осознают, что система оценки эффективности в организации должна помочь всем участникам процесса понять, что в организации главенствует система мотивации или демотивации, и насколько эффективно вложение денег по этой статье расходов. Но в российской практике нет стандартной методологии оценки эффективности системы мотивации и данная процедура в компаниях часто вовсе не проводится. Если нет стандартизованной системы оценки эффективности инвестиций в систему мотивации, то что можно взять за основу в системе прогнозирования и подведения итогов привлекательности вложений по этой статье расходов. Как эти показатели сделать контролинговыми точками?
Финансовые показатели для оценки эффективности мотивационных программ.
В теории и практике к ним зачастую относят не только показатели эффективности затрат на персонал, но и продуктивности, результативности и т.д.. Рассмотрим некоторые из них:
Показатели |
Формула расчета |
Комментарии |
HCROI (Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал) |
[Прибыль - (Затраты -[Зарплаты + Льготы])]/ (Зарплаты + Льготы) |
Сложно подсчитать прибыль от мотивационной программы |
HCVA (Добавленная стоимость человеческого капитала) |
[Доход - (Затраты -[Зарплаты + Льготы])]/ FTE |
В России FTE (Full-Time Employment эквивалент полной занятости) принято считать, как среднесписочную по организации. К тому же формула не содержит прямой связи с расчетом эффективности мотивационных программ. |
HCCFM (Себестоимость мотивации человеческого капитала) |
Общие затраты на мотивацию персонала/ Оборот |
Формула не показывает какая мотивационная программа дала больший экономический эффект |
Доля мотивационных программ в оплате труда работника |
Фонд оплаты труда/ затраты на мотивационные программы |
Формулу можно условно назвать показателем оценки эффективности системы мотивации |
Актуальность затрат на мотивационные программы |
Суммируемый показатель стоимости каждой востребованности мотивационных программ кандидатами/ затраты на все мотивационные программы в организации |
Формулу можно условно назвать показателем оценки эффективности системы мотивации |
Доля расходов на мотивацию в доходах компании |
Выручка /Расходы на мотивационные программы |
Формулу можно условно назвать показателем оценки эффективности системы мотивации |
Рентабельность затрат на мотивацию |
Чистая прибыль / Расходы на мотивационные программы |
Формулу можно условно назвать показателем оценки эффективности системы мотивации |
Доля льгот и компенсаций в соцпакете работника |
Стоимость льгот и компенсаций как % от совокупного компенсационного пакета |
Формулу можно условно назвать показателем оценки эффективности системы мотивации |
Так контролинговые показатели взаимосвязи вознаграждения с результатом деятельности контролируют:
- •Продажи на сотрудника
- •Прибыль на топ-менеджера
- •Фонд оплаты труда как % от оборота
- •% сотрудников, получающих премии (бонусы), привязанные к результату (от общей численности сотрудников)
- •% сотрудников, получающих премии (бонусы), привязанные к выполнению индивидуOльных КПЭ (от общей численности сотрудников)
- •% сотрудников, получающих премии (бонусы), привязанные к выполнению КПЭ подразделения/отдела (от общей численности сотрудников)
- •% сотрудников, получающих премии (бонусы), привязанные к результату Компании (от общей численности сотрудников)
- •Наличие в организации системы грейдов
Но, так как стандартной системы для оценки эффективности программ мотивации нет, то каждая организация индивидуально подбирает показатели для себя.
Нефинансовые показатели для оценки эффективности мотивационных программ.
В России для оценки качественных (не финансовых показателей) чаще применяют следующие индикаторы:
Показатели |
Формула расчета |
Комментарии |
Удовлетворенность системой вознаграждения и признания заслуг. |
Количество ответивших «удовлетворен» / количество участников опроса |
Показатель можно условно назвать показателем оценки эффективности системы мотивации так как данные показывают положение дел в прошедшем периоде и связаны с погрешностью эмоциональное состояние опрашиваемых |
Вовлеченность в рабочий процесс |
Количество ответивших «вовлечен и сильно вовлечен» / количество участников опроса |
Показатель можно условно назвать показателем оценки эффективности системы мотивации так как данные показывают положение дел в прошедшем периоде и связаны с погрешностью эмоциональное состояние опрашиваемых |
Текучесть персонала |
Кт = Ку/Чср*100 Кт – коэффициент текучести; Ку – количество уволенных сотрудников; Чср – среднесписочная численность. |
Показатель можно условно назвать показателем оценки эффективности системы мотивации так как на него воздействует множество составляющих на прямую не связанных с принятой системой мотивации в организации |
Укомплектованность кадрами |
Число занятых должностей/ на число штатных должностей |
Показатель можно условно назвать показателем оценки эффективности системы мотивации так как на него воздействует множество составляющих на прямую не связанных с принятой системой мотивации в организации |
Актуальность предоставляемых мотивационных программ |
Показатель количества востребованных мотивационных программ кандидатами/ на количество мотивационных программ в организации которыми пользуются работники |
Формулу можно условно назвать показателем оценки эффективности системы мотивации |
В настоящее время требования к оценке эффективности мотивационных программ у организаций достаточно высокие, так как система должна:
- позволять своевременно внедрять и корректировать методы стимулирования,
- обоснованно планировать бюджет компании на управление персоналом и т.д.
Основная нагрузка по оценке эффективности затрат в этом случае ложится на специалистов по управлению мотивацией. Следовательно, становится важным для специалистов, связанных с управлением системой мотивации в организации знать разные подходы в оценке эффективности мотивационных программ и уметь применять их в «своей» организации.